Главная - Новости Беслан

28/06/2012 «Ясновидец героического нартского эпоса...»

В изобразительном искусстве осетинского народа есть немало выдающихся художников. Но имя Махарбека Туганова мы произносим с особым уважением и трепетом. И в самом деле, трудно назвать другого такого интересного, разностороннего и глубоко национального художника. Это он один сумел как художник воплотить в ярких возвышенных образах дух своего народа, его прошлое и настоящее. Народный художник Северной Осетии, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, человек большого таланта и, по свидетельству всех, кто его знал, удивительно скромный и обаятельный в жизни.

Но талант Махарбека Туганова заиграл своими гранями не только в изобразительном искусстве.

Прислушаемся к словам выдающегося учёного Васо Абаева: «Его огромный талант поистине народного художника проявился многогранно. И не только в области изобразительного искусства, но и в публицистике, в этнографии, в театральном и хореографическом искусствах. Его огромное творческое наследие во многом ещё не полностью собрано и представляет большой научный и познавательный интерес».

Есть в селе Дур-Дур, посреди животной местности, своеобразный, исполненный в старинном стиле, дом-усадьба. Вот здесь в семье учёного, агронома родился в июне 1881 г. знаменитый мастер кисти Туганов Махарбек Сафарович. Сегодня этот уютный уголок является домом-музеем художника.

Однажды маленький Махарбек через полуоткрытую дверь одной из комнат Владикавказского реального училища увидел поразившее его зрелище: под кистью незнакомого ему человека оживала прекрасная картина.

Изумлённый мальчик издал лёгкое восхищение. Человек обернулся, и Махарбек увидел доброе, озарённое ласковой улыбкой лицо с большими глазами. «Смелый, смелый паренёк!» - послышался приветливый голос. Незнакомец взял за руку смутившегося мальчика и подвёл к мольберту. У Махарбека захватило дыхание. На фоне горных громад около кучи щебня стояли, как живые, два мальчика-осетина с большой лохматой собакой. Будто заворожённый смотрел он, не чувствуя, как тёплая рука гладила его голову. Так состоялась его первая встреча с Коста Хетагуровым.

Здесь же он учился вместе с Елбыздыхъо Бритаевым. Коста посмотрел работы Махарбека. Похвалив его, он сказал, что талант мальчика надо развивать. Глубоко запали слова в душу, и с ещё большим усердием Махарбек взялся за работу.

В 1901 г. Туганов блестяще сдал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге, где несколько лет учился в мастерской знаменитого Репина.

Художественное образование Махарбек завершил за границей в Мюнхене. Здесь в школе профессора Ашбе вместе с друзьями по Академии художеств Кардовским, Граборем Туганов много работает над техникой рисунка, изучает историю искусств народов Европы.

По возвращении на родину Махарбек открывает во Владикавказе художественную студию. К этому периоду относятся его основные художественные и исторические изыскания.

Искусство М. Туганова глубоко уходит корнями в историю народной жизни и осетинского быта. Много сил и таланта отдаёт он большой серии картин под общим названием «Уходящая Осетия». Это мысли художника о человеке, о его горе и счастье, о добре и зле, свете и тьме. Украшением цикла является целый ряд замечательных произведений: «Народный суд», «Чермен», «Посвящение коня», «Примирение кровников», «Цоппай», «Собачья скала». Эти картины имеют не только художественную, но и большую научно-познавательную ценность. Типичные, характерные картины осетинского быта, обрядов, обычаев, они служат иллюстрацией к исторической этнографии осетин.

И всё-таки венцом творчества Туганова являются произведения на темы героического эпоса. Свои многолетние исследования, изучения наблюдения над циклами нартских сказаний Махарбек обобщил в массе идей образов и сюжетов!

Эпические герои, их жизнь и подвиги изображены в таких произведениях художника, как: «Бой Батраза с небожителями», «Курдалагон», «Сырдон», «Бой Сослана с великаном», «Сослан в стране мёртвых», «Ацамаз играет на свирели», а также вершине живописного искусства Махарбека Туганова - монументальном полотне «Пир Нартов».

Стоя у этих произведений, нельзя усомниться в том, что художник был не только знатоком, но как бы ясновидцем героического эпоса. Он постигал нартский мир каким-то внутренним зрением, интуитивно.

Многие «Пир Нартов» сравнивают с «Запорожцами» Репина. Их роднит достоверность изображаемого. Смотрите на картину Репина и не сомневаетесь, что именно так должны были запорожцы писать письмо турецкому султану. Вы смотрите на картину Махарбека и абсолютно верите, что именно так пировали нарты.

Махарбек воедино собрал всех нартов. Здесь и почтенный старейшина нарт Урузмаг, и мудрая Сатана, и хитроумный Сырдон, и певец - любимец нартов Ацамаз. Под лунным светом танцуют воины. А на первом плане фигурирует нарт Сослан, пляшущий на чаше.

Образы настолько убедительны, настолько достоверны, что мы уже не можем представить Сослана и всех остальных героев другими. В этом, собственно, и заключается поразительное чувство эпохи, чувство образа. Оно говорит именно об особом таланте, особом, если хотите, гении художника.

Безусловно, Махарбек является лучшим выразителем интересов и стремлений нашего народа, певцом осетинских традиций и обычаев, певцом красоты и величия нашего народа, природы родного края.

Альбина БИТАКОВА, учительница осетинского языка и литературы СОШ№4г.Беслана.

 

Комментарии:

Комментарии к данной записи отсутствуют

Добавить комментарий

Имя:  

Уведомить меня о новых комментариях