Главная - Новости Беслан

19/03/2013 Вы вправе  предъявить  претензию

Каждый день все мы, так или иначе, становимся стороной договора розничной купли-продажи. Будь то покупка буханки хлеба, телевизора или автомобиля – наши отношения с продавцом регулирует Закон «О защите прав потребителей». Он хоть и не велик по объему, содержит массу нюансов. Но все же попытаемся в общих чертах изложить порядок действий покупателя при покупке товара, обнаружении в нем недостатков, предъявления претензии продавцу. Думаем, что наибольшее количество вопросов возникает при покупке бытовой техники ненадлежащего качества. Это теле- аудио- видео аппаратура, сотовые и радиотелефоны, холодильники и СВЧ - печи, компьютеры, копировальная техника, другие аналогичные технически сложные товары. Итак, покупаем бытовую технику…

Выбрав понравившийся вам товар, в целях убедиться в его качестве, вы вправе потребовать у продавца показать товар в действии. Согласно Постановлению Правительства от 19 января 1998 г. № 55, «покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле». Иными словами, если вы покупаете, скажем, электрочайник, продавец не обязан вскипятить на ваших глазах в нем воду. Но при покупке, например, телевизора, вы вправе потребовать его включить и настроить.

При покупке вам должны передать установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы. К информации, которую до сведения покупателя обязан довести продавец, и на которую следует обратить особое внимание, относится информация, содержащая: сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара.

Сегодня в условиях жесткой конкуренции между производителями бытовой техники установление гарантийного срока на технику - явление обычное. Изготовитель, а то и сам продавец, устанавливая гарантийный срок на продаваемое изделие, тем самым ручается, что его товар качественный, и гарантийный срок - тому подтверждение. Что же дает покупателю гарантия? Если недостатки товара обнаружены покупателем в период гарантийного срока, бремя доказывания того, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации, лежит на продавце. Например, купив сотовый телефон с гарантией в 1 год, через месяц счастливый покупатель обнаруживает, что телефон самопроизвольно выключается, западают кнопки, пропадает изображение на дисплее… В этом случае предполагается, что недостатки возникли в результате производственного дефекта, пока продавец не докажет обратное (проведет экспертизу за свой счет). Если же поломка произошла за рамками срока гарантии, предполагается, что недостатки возникли по вине потребителя, пока последний также не докажет обратное (в этом случае уже сам потребитель должен озаботиться проведением экспертизы за свой счет).

Если же на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявить претензию продавцу по общему правилу в течение двух лет со дня передачи товара потребителю. В этом случае доказывать, что недостатки возникли до передачи товара (т.е. не по вине потребителя), придется потребителю.
Помните, что зная свои права, вы всегда сможете защитить свои личные интересы, а также оставляете за собой право обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РСО - Алания в Правобережном районе.

Э.ТОТИКОВА, ведущий специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзор.

 

Комментарии:

Комментарии к данной записи отсутствуют

Добавить комментарий

Имя:  

Уведомить меня о новых комментариях