Контрольно-счетная палата

Контрольно-счетная палата - Документы


РЕСПУБЛИКÆ ЦÆГАТ ИРЫСТОН-АЛАНИ
РАХИЗФАРСЫ РАЙОНЫ БЕСЛÆНЫ ГОРÆТЫ
МУНИЦИПАЛОН ХАЙАДЫ
КОНТРОЛОН НЫМАЙÆН ПАЛАТÆ


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕСЛАНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
___________________________________________________________________________________


г. Беслан                                        «___»  ____________2018г.


Заключение

на возражение директора МУП “Ухоженный город” Кцоева Т.М.
        к акту о результатах контрольного мероприятия
        “Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП “Ухоженный город” в период январь-август 2018г.”

 

№ в редакции акта проверки
Контрольно-счетной палаты возражение Решение, принятое по итогам рассмотрения возражения
1. 1. Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, работающих в организации по трудовому договору, силами штатного медицинского работника организации при условии, что организация не имеет лицензии на ведение медицинской деятельности, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.20 КоАП РФ.
 
1. Штатная медсестра предприятия имеет соответствующее медицинское образование и сертификат специалиста, №514 от 04.05.2015г., согласно которого она допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности “Сестринское дело”

1. Медицинский персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 “О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств”, введение к Методическим рекомендациям “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств”, утвержденным Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения” (приложение N 8). Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.
2. Из надлежащего толкования приведенных норм следует, что предприятие вид экономической деятельности которого предусматривает эксплуатацию транспортных средств, и не предусматривает медицинскую деятельность, обязано обеспечить прохождение водителями предрейсовых и послерейсовых осмотров с привлечение либо медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию, либо посредством штатного медработника, имеющего соответствующее медицинское образование и сертификат 2.Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию. Это соответствует нормам Закона №99-ФЗ (ст.2) и Закона №196 -ФЗ (ст.20,23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и здоровью граждан. Таким образом, из совокупности приведенных норм в Акте КСП следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
Об обязательности наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях сложилась обширная судебная практика. Постановление Верховного суда РФ от 15.08.2014г. №18-АД14-29;
Постановление Верховного суда РФ от 11.03.2012г. №31-АД12-1;
Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015г.№17АП-10653/15;
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.10.2015г № А62-6347/2015
2. В соответствии со ст.20 Федерального закона №161-ФЗ    АМС Бесланского городского поселения необходимо определить порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (п.3); утвердить показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия (п.12).
При данных обстоятельствах, непредставление Плана финансово-хозяйственной деятельности, не может вменяться в вину руководству предприятия. В адрес Главы АМС Бесланского городского поселения направлены обращения № 04-03/33 от 14.11.2018г., №04-03/34 от 22.11.2018г. об усилении контроля над деятельностью МУП “Ухоженный город”.
3. Имущество, переданное на баланс,  используется по назначению. Имущество, переданное на баланс,  используется по назначению.
4. 1. В нарушение выше приведенной нормы расчеты с подотчетными лицами в МУП “Ухоженный город” производились без распорядительных документов, без заявлений подотчетных лиц.  Общая сумма выданных без распорядительных документов подотчетных денежных средств 1 717 317 (один миллион семьсот семнадцать тысяч триста семнадцать) рублей квалифицируется как неправомерное расходование денежных средств

1. В распоряжение председателя КСП были предоставлены заявки на выдачу подотчетных средств. Указанные заявки не являются распорядительными документами, они являются письменными заявлениями подотчетных лиц, и соответствует установленным требованиям.

1. На основании Письма Центрального Банка России от 06.09.2017 г. № 29-1-1-ОЭ/20642 и в соответствии с пунктом 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» выдача наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, может осуществляться либо по письменному заявлению подотчетного лица, содержащему проставленные руководителем юридического лица сумму и срок, на который выдаются наличные деньги, подпись и дату, либо по распорядительному документу юридического лица.      Распорядительный документ оформляется на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа.
К проверке представлены 52 заявки. Из них 5 заявок  на общую сумму 44654,4 руб. В этих заявках  имеется фамилия, инициалы подотчетного лица , сумму, и подпись руководителя . отсутствует срок, на который выдаются денежные средства. Все остальные заявки не содержат данных  подотчетных лиц, нет ни фамилий, ни инициалов.  Определить,  кому выдаются денежные средства не представляется возможным. Общая сумма таких заявок составляет 468687 руб. В заявке №43от 14.08.2018 сумма подлежащее оплате не определена. Суммы заявок не совпадают с суммами, выданными под отчет. На остальную сумму выданных подотчетных денежных средств подтверждающие документы не представлены. 
Таким образом, представленные заявки заявлениями подотчетных лиц не являются, так как в них отсутствуют необходимые для выдачи денежных средств сведения о подотчетных лицах.
В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 3 Инструкции N 148н все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса сделки между юридическими лицами, а также между ними и гражданами должны совершаться в простой письменной форме путем составления документов, выражавших их содержание и подписанных лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (ч. 1 ст. 160 Гражданского кодекса). Таким образом, использование бюджетных средств при отсутствии подтверждающих документов квалифицировано в качестве неправомерного расходования бюджетных средств
2. Для оформления выдачи наличных денег из кассы организации в МУП “Ухоженный город” применяется унифицированная форма N КО-2 Расходный кассовый ордер. На всех расходно-кассовых ордерах отсутствуют записи в графе “Приложение”. На расходно-кассовых ордерах в графе “Основание” указывается “В подотчет”, что не представляет возможности определить для каких целей были выданы денежные средства. Не заполняются графы, определяющие документ, удостоверяющий личность получателя. 
2.Ссылка на ненадлежащее оформление унифицированной формы расходного кассового ордера является несостоятельной, поскольку графа “Приложение” заполняется только при наличии каких-либо исключительных или дополнительных обстоятельств, графа “Основание” - заполнена во всех случаях надлежащим образом, в которой прописано “В подотчет” и не требует дополнительной расшифровки, графа “определяющая личность получателя” - заполняется в случае если денежные средства выдаются неопределенному лицу, однако, поскольку денежные средства  выдаваемы в подотчет, выдаются только работникам предприятия и по конкретным заявкам, до дополнительная идентификация личности получателя денежных средств не требуется. 2. В соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404) юридические организации обязаны использовать при выдаче наличных денег расходный кассовый ордерам 0310002. (унифицированную форму КО-2). Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88, согласно которому в расходном кассовом ордере по строке “Основание” указывается содержание хозяйственной операции, а по строке “Приложение” перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.
Согласно п.6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404) кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность.
5. 1. Отмечена  выдача сумм под отчет без оснований и необходимости, с последующим возвратом их в кассу. По расходно-кассовому ордеру №51 от 30.03.2018, без основания, т.е без распорядительного документа, была выдана сумма 100 000 (сто тысяч) рублей, которая в последствии возвращена подотчетным лицом 11.04.2018 согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру №49. Факт возмещения расходов подотчетным лицом при отсутствии подтверждающих документов будет квалифицирован в качестве неэффективного использования средств.
1.При наличии заявки на выдачу подотчетных денежных средств, расходно-кассового ордера и приходного кассового ордера, действия по возврату неизрасходованных подотчетных денежных средств, в размере 100000 рублей, не могут квалифицироваться как неэффективное использование средств. 1. По расходно-кассовому ордеру №51 от 30.03.2018, без основания, т.е без распорядительного документа,  без заявления подотчетного лица главным  бухгалтером  предприятия Бероевой А.В. была получена  сумма 100 000 (сто тысяч) рублей, которая использовалась ею на протяжении 13 дней в неустановленных целях, и впоследствии возвращена 11.04.2018 согласно квитанции к приходно-кассовому ордеру №49. Данное деяние происходит на фоне систематического нарушения сроков выдачи заработной платы и отпускных выплат работникам  предприятия. В частности ,  в нарушение ч.9 ст.136 ТК РФ оплата отпуска работников Даурова А.К. - (отпуск с 19 марта 2018г. приказ №36, оплата 11.04.2018г Реестр №06 от 6.04.2018г); Быкадорова А.А. - (отпуск с 15.03.2018г. приказ №35,  оплата 11.04.2018г Реестр №06 от 6.04.2018г) произведена позднее , чем за три дня до начала отпусков. Таким образом, главным бухгалтером Бероевой А.В. оплата отпускных выше указанных работников  в срок не произведена , при этом ею взята подотчетная сумма без разрешительных документов, при отсутствии заявления на выдачу денежных средств, что является нарушением
статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому установлен принцип эффективности использования бюджетных средств.
2. В качестве оправдательных документов в авансовых отчетах представлены товарные чеки на покупку запчастей у ИП “Качмазов В.Ш.” от 17.07.2018 и 23.08.2018 на общую сумму 89 850 (восемьдесят девять тысяч восемьсот пятьдесят) рублей. Согласно Выписке из ЕГРИП “ИП Качмазов В.Ш.” ликвидирован и прекратил деятельность 30.05.2018.
2. В связи с тем, что магазин, принадлежащий “ИП Качмазов В.Ш.” является действующей торговой точкой, в которой подотчетное лицо приобрело запчасти и получило товарные чеки, подотчетное лицо не могло знать, что предпринимательская деятельность “ИП Качмазов” ранее была прекращена. 2. По данному факту Контрольно-счетной палатой Бесланского городского поселения направлено обращение в правоохранительные органы.
3. В качестве оправдательного документа в авансовом отчете представлена накладная от 06.04.2018 на покупку товара у “ИП Качмазов Р.В.” на сумму 52800 (пятьдесят две тысячи восемьсот) рублей. Документ, подтверждающий оплату товара, не представлен.
    В качестве оправдательного документа в авансовом отчете представлена товарная накладная №1777 от 29.03.2018 на покупку товара у “ИП Бадалян А.Г.” на сумму 53900 (пятьдесят три тысячи девятьсот) рублей. Документ, подтверждающий оплату товара, не представлен.
3. При отсутствии замечаний со стороны КСП к форме и содержанию бланков строгой отчетности (товарные чеки от 17.07.2018г. и 23.08.2018г., накладная от 06.04.2018г., товарная накладная №17770 от 29.03.2018г.) указанные БСО являются надлежащими документами, подтверждающими факт приобретения подотчетным лицом ТМЦ и факт осуществления расчета. 3. В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее по тесту – Закон № 54-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона используются, в том числе, следующие основные понятия:
        автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях;
бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1.2. Закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Следовательно к обязанностям продавца (исполнителя) при продаже товара (оказании услуг) можно отнести изготовление и передачу покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности. В свою очередь к обязанности подотчетного лица, действующего в интересах организации следует отнести обязанность подтвердить приобретение товара (оказание услуги) документом соответствующим требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 4.7. Закона № 54-ФЗ, кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, следующие обязательные реквизиты:
наименование документа;
порядковый номер за смену;
дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети “Интернет” - адрес сайта пользователя);
наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
применяемая при расчете система налогообложения;
признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети “Интернет”);
регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
фискальный признак документа;
адрес сайта уполномоченного органа в сети “Интернет”, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети “Интернет”, на котором такой документ может быть получен;
адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
порядковый номер фискального документа;
номер смены;
фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных);
QR-код.
Согласно пункту 1 статьи 4.3. Закона № 54-ФЗ, автоматизированные системы для бланков строгой отчетности применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг.
Таким образом, нельзя признать законным факт подтверждения приобретения товара товарной накладной.
В соответствии со статьей 493 ГК РФ,  если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Между тем, согласно части 1 статьи 492 ГК РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, нельзя признать законным факт подтверждения приобретения товара товарным чеком, поскольку приобретение товара производиться подотчетным лицом не в личных целях, а в интересах коммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность путем оказания услуг по сбору и вывозу ТКО.
Из вышеуказанного следует, что подотчетные лица предприятия в качестве подтверждения приобретения товара в интересах организации были обязаны представлять кассовые чеки, имеющие обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7. Закона № 54-ФЗ.
Таким образом, произведенные без подтверждающих документов расходы квалифицируются как экономически необоснованные и документально неподтвержденные.

6. 1.Предприятием не обеспечена полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности и рациональное ведение бухгалтерского учета. В нарушение части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, не  утверждены руководителем этого экономического субъекта.
1. При этом нет законодательного запрета на использование предприятием унифицированных форм первичной бухгалтерской отчетности, которая не требует ее утверждения руководителем предприятия. 1. В МУП “Ухоженный город” хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. А также формами, разработанными предприятием самостоятельно. Формы самостоятельно разработанных документов не представлены и не утверждены в учетной политике предприятия, что противоречит Приказу Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) “Об утверждении положений по бухгалтерскому учету” (вместе с “Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008)”, “Положением по бухгалтерскому учету “Изменения оценочных значений” (ПБУ 21/2008)”) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522).
7. 1. В силу пп. 4 п.1 ст.17, п.6 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
К проверке также не представлено экономическое обоснование утвержденных тарифов. При формировании тарифа не учитывались постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (ред. от 19.10.2018) “О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами” (вместе с “Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами”) и Приказ ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16 “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами” (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2016 N 44544).
      Сумма доходов, полученных при оказании услуг по неутвержденным тарифам, составила за проверяемый период 7 007 477,5 рублей.
        Таким образом, Контрольно-счетная палата Бесланского городского поселения квалифицирует данное деяние как нарушение установленного порядка ценообразования, которое образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Поскольку тариф на сбор неопасных отходов является нерегулируемым, установление тарифа на вывоз ТБО Приказом руководителя предприятия Кусовым З.Х №16 ПР от 01.12.2017г не образует ни состав, ни событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:
единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов не относится к регулируемым тарифам, подлежащим утверждению органами государственной власти.
Вместе с тем, статей 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, определены полномочия руководителя унитарного предприятия, среди которых отсутствует полномочие по утверждению тарифов организации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 N 1994-О, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, а также полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов.
В соответствии с данным Федеральным законом вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно (часть 1 статьи 2), для чего органы местного самоуправления, в частности городских округов, могут устанавливать тарифы на услуги и работы, предоставляемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 4 части 1 статьи 17). Таким образом, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” является исходным (общим) основанием для осуществления органами местного самоуправления тарифного регулирования.
Вместе с тем обладание органами местного самоуправления полномочиями по установлению тарифов не означает возможность реализации данных полномочий произвольным образом, поскольку это создавало бы угрозу ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации). Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями их деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг.
Из этого следует, что закрепление за органами местного самоуправления полномочий по установлению тарифов при решении вопросов местного значения - связанных с удовлетворением основных жизненных потребностей населения муниципальных образований - отвечает конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению территориального уровня публичной власти.
Таким образом, полномочия по утверждению тарифов для муниципальных предприятий являются исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

2. 2. Предприятию интересно было бы узнать в связи с чем, Председатель КСП Бесланского городского поселения Фидарова С.И. пришла к выводу, что установленный тариф на предприятии является заниженным, если из смысла Акта проверки от 10.11.2018г. следует, что к проверке не представлено экономическое обоснование утвержденных нормативов? 2.В Акте Контрольно-счетной палаты  Бесланского городского поселения от 10.11.2018г  нигде не указывается  о занижении, либо завышении тарифа.
Контрольно-счетная палата Бесланского городского поселения квалифицирует отсутствие  экономически обоснованного тарифа , как нарушение установленного порядка ценообразования, которое образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

3. Пунктом 4.3 Устава МУП “Ухоженный город” определено право предприятия на установление цен и тарифов на все виды производимых работ, услуг. Однако Контрольно-счетная палата Бесланского городского поселения считает данное положение Устава не соответствующим нормам действующего законодательства.
3. В соответствии со ст. 20 ФЗ от 14.11.202г. №161 -ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, в том числе, утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции.
В соответствии с п.4.3. Устава МУП “Ухоженный город” предприятие устанавливает цены и тарифы  на все виды производимых услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с законами и иными нормативными актами РФ, РСО -Алания и правовыми актами муниципального образования Бесланского городского поселения 3.  В силу пп. 4 п.1 ст.17, п.6 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Статей 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, определены полномочия руководителя унитарного предприятия, среди которых отсутствует полномочие по утверждению тарифов организации.
Таким образом, положения Устава  МУП “Ухоженный город”  в части установления цен и тарифов вступают в противоречие с федеральным законодательством.


8. 1. Согласно ст. 136 Трудового кодекса и п.1.8 Положения выплата заработной платы производится 25 числа расчетного месяца в размере 30%, остальная часть выплачивается 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В нарушение выше указанных норм на предприятии прослеживаются систематические задержки выплаты заработной платы. При этом расходование денежных средств производится по другим неприоритетным направлениям.
1. Предприятие не может не согласиться , что имела место быть кратковременная задержка заработной платы. 1. По обращению КСП Бесланского городского поселения в Государственную инспекцию труда в РСО-Алания  проведена проверка нарушения трудового законодательства, по результатам которой на имя директора выдано предписание об устранении выявленных нарушений и в отношении директора и юридического лица запланировано составление протоколов об административном правонарушениях по ст.5.27 КоАП РФ. (Письмо Руководителя Государственной инспекции труда-Главного государственного инспектора труда в РСО - Алания З.Г.Дзуцева от 27.11.2018г №5-772-18-ПВ/7/2)
2. Согласно представленным к проверке Начислениям заработной платы и Ведомостей выдачи заработной платы внешним совместителям произведена выплата согласно отработанному времени, указанному в табелях учета рабочего времени.  Таким образом, заработная плата указанных работников  была начислена и выплачена, исходя из 8 часового рабочего дня, а не пропорционально отработанного времени в общей сумме 220 650руб.
Общая сумма неправомерно начисленных и неэффективно израсходованных денежных средств составила 127 425 руб.
2. Для работников, оплата труда которых осуществляется на условиях нормированных заданий, табель учета рабочего времени не является основанием для начисления заработной платы, в связи с чем, допущенные ошибки при составлении табеля рабочего времени с указанием для внешних совместителей 8часового рабочего дня не являются существенными. 2. По норме ч. 1 ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четыре часа в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Особенности оплаты труда лиц, работающих по совместительству определены ст. 285 ТК РФ, в которой указано, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ч. 1).
В трудовом договоре нормированных заданий у этих сотрудников нет. Таким образом, указанный в трудовом договоре размер заработной платы учитывается при исчислении суммы подлежащей оплате работнику по совместительству, в данном случае пропорционально отработанному времени.

9. Согласно п.2.2 Положения работнику, выполняющему наряду со своей основной работой по трудовому договору дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника,  производится доплата за совмещение профессий (должностей)или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере от 10% до 30% от месячного оклада такого работника. Пунктом 2.3 установлено право директора предприятия определить размер доплаты. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В нарушении ст.22 Трудового кодекса и указанных пунктов Положения и согласно представленным копиям приказов №71 от 18.06.2018г, №78 от 02.07.2018г., №83 от 02.07.2018г., №90 от 23.07.2018г., №95 от 30.07.2018г., №100 от 01.08.2018г., №114 от 27.08.2018г. работникам, исполняющим обязанности временно отсутствующих, определяется оплата труда в размере 90% от оклада.  При этом в нарушении ст.60.2 Трудового кодекса факты совмещении должностей или замещении временно отсутствующего работника не оформлены дополнительным соглашением к трудовому договору.


При надлежащем толковании указанных норм права (ст.22 ТК РФ) следует, что для совмещения должностей или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника необходимо получить лишь письменное согласие работника и оформить соответствующим распорядительным документом предприятия (указом) В соответствии с пунктом 2.2. Положения «Об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах работников МУП «Ухоженный город», работнику выполняющему наряду со своей основной работой по трудовому договору дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере от 10% до 30 % от месячного оклада такого работника. 
В соответствии с пунктом 2.3. Положения, размер доплаты устанавливается директором предприятия и зависит от объема выполняемой работы.
Указанные пункты Положения при их совместном толковании позволяют сделать вывод о том, что руководителю предприятия в зависимости от  объема выполняемой совместителем работы предоставлено право производить доплату за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в установленном пунктом 2.2. Положения диапазоне  от 10% до 30 % от месячного оклада такого работника.
Иное толкование, предоставляющее руководителю предприятия право производить доплату иного размера является расширительным и делает наличие в Положении пункта 2.2. по сути дела бессмысленным.
Вышеуказанное также противоречит одному из основных принципов бюджетного законодательства, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ (принципу эффективности использования бюджетных средств).

10 В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 N321-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон N 44-ФЗ). Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ с 1 января 2017 распространяются на все закупки государственных, муниципальных унитарных предприятий, в том числе не получающих субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
        В нарушение указанных норм законодательства объем закупок за период с января по август 2018, которые МУП “Ухоженный город” осуществил на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ , составляет 6400263,15 рублей. Соответственно требование, установленное к объему закупок по п. 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ,  не исполнено. В случае превышения заказчиком допустимых лимитов, он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. В соответствии со ст. 7.32.3. КоАП РФ нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.93 указанного Закрна, заказчик имеет право осуществлять закупку у единственного поставщика в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению и т.т.
Таким образом, при надлежащем толковании указанных правовых норм предприятие, осуществляющее деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, включающее в себя деятельность по сбору ТБО имеет право осуществлять закупку необходимых для деятельности предприятия товаров, работ, услуг у единственного поставщика без каких-либо ограничений по суммам закупки Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту Закон № 44 - ФЗ), государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно статье 16 Закона № 44 – ФЗ, планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков.
В соответствии с пунктами 8-9 статьи 17 Закона № 44 – ФЗ, план закупок формируется государственными, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарных предприятий.
Изучением Единой информационной системы в сфере закупок установлено отсутствие утвержденного и размещенного в установленном порядке плана закупок МУП «Ухоженный город» на 2018 год.
В соответствии с пунктами 2, 10,11 статьи 21 Закона № 44 – ФЗ, планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Изучением Единой информационной системы в сфере закупок установлено отсутствие утвержденного и размещенного в установленном порядке плана-графика закупок МУП «Ухоженный город» на 2018 год.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона № 44 – ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае  осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Следовательно, закупки за пределами установленных вышеуказанной статьей лимитов необходимо осуществлять только путем проведения закупочных процедур (электронный аукцион, запрос котировок и т.д.) предусмотренных Законом № 44 – ФЗ.
Согласно представленным отчетам, только на приобретение ГСМ за период с января по август 2018 года МУП «Ухоженный город была израсходована сумма в размере 4 229 818 рублей 39 коп., на приобретение запчастей - 1 135 548 рублей 61 коп.
Таким образом довод о том, что  приобретение товаров производилось предприятием у разных поставщиков и сумма лимита годового объема закупок не превышена является несостоятельным.
Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44 – ФЗ установлено,  что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в  случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Указанное означает, что заказчик вправе произвести без проведения торгов закупку у организации представляющей вышеуказанные услуги. Однако это не означает, что организация предоставляющая данные услуги и являющаяся унитарным предприятием вправе производить закупки без учета положений  Закона № 44 – ФЗ.


        Таким образом,  ознакомившись с Возражением,  Контрольно-счетная палата Бесланского городского поселения установила, что изложенные в Возражении разногласия не изменяют установленных Контрольно-счетной палатой фактов нарушений действующего законодательства при осуществлении предприятием финансово-хозяйственной деятельности, не объясняют причин существования данных фактов нарушений  и не являются основанием для внесения изменений в Акт о результатах контрольного мероприятия “Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП “Ухоженный город”.

 


Председатель Контрольно-счетной палаты
Бесланского городского поселения                            С.И.Фидарова