Главная - Новости Беслан

20/03/2020 Особенности сенсорно-перцептивного развития  у  детей с синдромом Дауна

Дата
Всемирный день людей с синдромом Дауна ежегодно отмечается в мире 21 марта. Это заболевание возникает в результате генетической аномалии. В организме человека появляется дополнительная хромосома. В России ежегодно рождаются около 2,5 тыс. детей с синдромом Дауна. День и месяц не случайны: они отражают природу возникновения патологии. Синдром Дауна представляет собой трисомию (март - третий месяц года) по 21 хромосоме (поэтому и 21 марта).
Решение о проведении дня было принято по инициативе Международной (IDSA) и Европейской (EDSA) ассоциаций Даун-cиндром. В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот день с 2012 года всем государствам и международным организациям, чтобы повысить уровень информированности общества о заболевании.
У «солнечных детей» зрительное восприятие имеет специфические характеристики, которые необходимо рассмотреть подробно. Было обнаружено, что младенцы уже в 6-месячном возрасте выказывают иные предпочтения в зрительных стимулах, чем их сверстники. Младенцы с генетической аномалией фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, в то время как обычные младенцы улавливают гораздо больше его характеристик. Кроме того, младенцы с синдромом Дауна отличаются своим предпочтением простых стимулов и избеганием сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется у них и в более позднем детском возрасте.
«Солнечные дети» имеют заметный дефицит тактильного восприятия, который проявляется уже в раннем возрасте. Правда, доподлинно не установлено, является ли причиной такого дефицита нарушения непосредственно самого тактильного анализатора, либо этот дефицит вызван общей гипотонией. Исследования показали, что особенные дети меньше обследуют объекты руками, при этом их движения менее координированы, чем у особенных мальчиков и девочек. Но, в целом, данные исследования продемонстрировали, что основные процессы развития узнавания формы и структуры объекта у детей с синдромом Дауна и у нормально развивающихся детей сходны, но скорость развития этих навыков у первых слегка замедленна. Им необходимо большее количество тренировочных попыток для освоения навыков различения структуры и формы объекта, однако физиологические процессы, лежащие в основе данных навыков, не повреждены. Дальнейшие исследования выявили, что наибольшую трудность для детей с лишней хромосомой представляет межсенсорное функционирование, т.е. деятельность, требующая объединения и сравнения информации различной модальности. Так, дети с синдромом Дауна в возрасте 17 месяцев ни в одной из двух проб не справлялись с заданием, в котором было необходимо тактильно опознать объект, который они предварительно разглядывали, в то время как здоровые младенцы уже в 12 месяцев справлялись с одной из двух проб, а в 17 месяцев выполняли оба задания. При выполнении заданий на внутримодальную идентификацию у «солнечных детей» выявлялось явное отставание. Если здоровые младенцы в возрасте 12 месяцев в обеих пробах прекрасно справлялись с опознанием объекта, который им предварительно предъявляли, то младенцы с синдромом Дауна справлялись только с одной пробой из двух. Таким образом, основными характеристиками сенсорно-перцептивного развития детей с синдромом Дауна являются: 1) предпочтение более простых стимулов сложным, 2) нарушение целостности восприятия из-за невозможности интеграции информации различных модальностей. Вопреки устоявшемуся мнению, согласно которому все дети с синдромом Дауна рассматриваются как имеющие единый профиль отставания в развитии и спектр нарушений, многие современные педагоги-исследователи выделяют неоднородность данной группы, широкую вариативность особенностей развития.

Инна СТОРОЖУК,
воспитатель МБДОУ №10 г.Беслана.

"ВЕСТНИК БЕСЛАНА"

 

Комментарии:

Комментарии к данной записи отсутствуют

Добавить комментарий

Имя:  

Уведомить меня о новых комментариях