Главная - Новости Беслан

25/12/2014 Все пороки от праздности. И межнациональная буза тоже


КРУГЛЫЙ СТОЛ
К такому выводу пришли участники Круглого стола, состоявшегося в редакции газеты
В гостиной районки в этот день состоялась своеобразная встреча поколений: в разговоре о межнациональных отношениях принимал участие даже годовалый житель Беслана Арсен Гаглоев, который усвоил главное слово — мама, и в жилах которого течет русская кровь — от прабабушки, даргинская — от прадедушки, украинская — от бабушки и осетинская — от отца. Поэтому для него вопрос, стоящий на повестке дня Круглого стола, не является актуальным.
Но у взрослых есть привычка все усложнять.
Как раз о непростой экономической ситуации, по сути дела, блокаде, в которую Запад заключил Россию, напомнил присутствующим Сахангери Хангериевич Дзу цев, председатель комитета старейшин Правобережного района, в восьмидесятых — начале девяностых годов возглавлявший наш район:

— От соседей мы выгодно отличаемся тем, что в Северной Осетии в мире и согласии живут представители многих национальностей. Конечно, мы должны за это поблагодарить наших старших, которые побратались на фронтах Великой Отечественной войны, на ударных стройках по восстановлению народного хозяйства. Свою воспитательную роль сыграли пионерское и комсомольское движение.

Сейчас обо всем этом приходится только вспоминать добрым словом.

Однако при всем нынешнем межнациональном бла-гополучии у нас здесь, в республике, не следует терять бдительность. Особенно в период экономической и политической нестабильности. В качестве примера можно привести так называемый перестроечный период, который был отмечен всплеском вседозволенности и как раз провоцированием межнациональных конфликтов. Нас звали в новую жизнь, предлагая скорые экономические программы: «600 дней», «шоковую терапию» и другие, а получили правовые боестолкновения братских народов. Всех обвели вокруг пальца молодые «демократы», которые за советом летали за океан.
Сегодня опять неспокойно, так как Россию пытаются заключить в блокаду — экономическую и политическую. Есть опасность, что морально-этические нормы общежития разных наций отодвинут на второй план. Этого мы с вами не должны допустить. В нелегкие времена, к которым отношу и нынешнее, задача всех и каждого предпринимать усилия по сохранению мира в обществе. От Москвы до Эммауса должны озаботиться судьбой своей страны. Тем более, что есть на кого ориентироваться: Путин, Шойгу — внушающие доверие личности, решительные, с чистыми помыслами, патриотично настроенные.

Советская власть, которая продержалась 75 лет, имела свои плюсы, но она развила в людях дух иждивенчества: к парторгу или секретарю райкома бежали с любой проблемой: они и супругов мирили, и трудоустройством занимались. Возложив на партию руководящую роль (то есть ответственность за судьбу страны), народ занялся устройством своей судьбы. Но с позицией стороннего наблюдателя мириться уже нельзя. Сегодня как раз настало время объединить усилия и помочь Родине, России — это наш общий долг.

Но есть и базовые вопросы, которые необходимо решать в столице. Наша Конституция создавалась как раз в начале 90-х годов, когда главным ориентиром был Запад. В результате мы имеем в ней такие статьи, которые позволяют жить-кормиться здесь, а работать против родной страны. У нас развелось более трех тысяч некоммерческих общественных организаций. Волну национализма на Украине подняли как раз подобные организации.

Людмила Плиева, первый заместитель председателя Собрания представителей района:

— Мое поколение получило прививку от родителей-фронтовиков, которые против фашизма, нацизма дрались, не жалея жизни. Они в окопах не выясняли, кто какой нации.

Трудности объединяют людей. Моя мама, казачка, в годы репрессий подростком попала в Дигору. Выучилась, стала преподавать местным ребятишкам математику на родном языке. Она часто вспоминала, как в любую погоду ходили учителя пешком с Махческа, стучали в первый же дом, где их кормили, они могли просушиться, согреться. И никто ее никогда не спросил, какой она нации. Как свою ее приняли и Плиевы, когда пришла к ним молодой невесткой.

А микрорайон «кирпичных планов», где поселилась со временем семья, всегда отличался интернационализмом: осетины, русские, корейцы, армяне... Все отличались трудолюбием. После работы женщины собирались. Но обсуждали не наряды друг друга, а как бы на выходных собраться и улицу свою благоустроить. Дети от взрослых не отставали: собирали металлолом, макулатуру — все в школу несли. В общем труде и дружба крепла.

На долю каждого поколения выпадают какие-то испытания. Нам повезло, мы не застали годы репрессий, войны, голода, разрухи. Ну, если колбасы чуть меньше станет — потерпим.

Савелий Томаев, председатель районного отделения «Стыр Ныхас»:

— Я попросил в статуправлении данные: в нашем районе живут представители 57 национальностей. Согласитесь, хорошо живут, всем места хватает.

Спасибо районной газете, воспитательная работа на ее страницах ведется.

Со своей стороны и члены «Стыр Ныхаса» в кабинете не сидят, часто встречаемся со школьниками, беседуем. Могу заверить, что в молодежной среде этот вопрос не актуален. В 7-й школе я спросил мальчика-корейца, как к нему относятся учителя, одноклассники. Он даже не понял суть вопроса. То же самое в селах в разговоре уже со взрослыми о межнациональных отношениях, о традициях. Перебивают после первых же слов: «С этим у нас все в порядке, лучше объясни, почему сельская земля селянам не принадлежит».

Константин Каниди, директор спортивной школы-интерната им. Ивана Каниди:

— Я, чистокровный грек, со дня своего рождения в Северной Осетии и никогда в свой адрес не слышал: «Ты грек — езжай в свою Грецию». Действительно, в республике комфортно всем, кто хочет мирно жить и работать.

Труду я придаю особое значение, так как вырос на примере отца, который, сам оставшись без отца, уже в 8-летнем возрасте зарабатывал на жизнь. Для того чтобы в обществе было меньше пороков, людей необходимо занять созидательным трудом, надо создавать рабочие места. А в нашем районе и строить ничего не надо. Две недели усилий — и имеющиеся производства-гиганты опять войдут в строй. Мне кажется, это искусственно созданная ситуация — простой таких прекрасных заводов и комбинатов — направленная на дестабилизацию общества. Возьмем даже на уровне семьи. Жена-учительница получает в школе 15 тысяч рублей, а муж безработный. Это же ненормально. Такая семья обречена на скандалы.

Другое, что не могу понять и принять. Мы не вправе дать ребенку в руки тряпку, чтобы он хотя бы пыль с подоконника смахнул. О каком трудовом воспитании может идти речь!

Но при всех наших недостатках могу ответственно вам сказать: ничего хорошего на Западе нет, и больших денег там нет, лжет, кто хвалит их образ жизни. Отец в тяжелые перестроечные времена на пару лет туда уехал и вернулся в родную школу, к своим ученикам, к своей скромной зарплате. Здесь люди другие, отношения теплые, искренние. Здесь человек знает, что он нужен другим.

А сейчас, когда Россия вновь набрала обороты, когда наш Владимир Путин — политик №1 в мире, тем более следует сплотиться и гордиться своей страной. Кстати, некоторые с Запада уже к нам стремятся на постоянное место жительства.

Оксана Шахбанова, учительница 7-й бесланской школы:

— Как справедливо заметил Савелий Томаев, мы, молодое поколение, и не задумываемся, кто какой национальности. В одном со мной классе учились азербайджанка, русские, осетины, корейцы, то же самое в пединституте. Могу назвать своих лучших подруг, а вы сами по фамилиям определяйте: Света Рукина, Аня Испарьян, Света Недоганова, Мадина Мильдзихова.

И по соседству проживают представители чуть ли не всего бывшего Советского Союза. Кстати, мои мама с папой познакомились на Севере, на комсомольско-молодежной стройке. Она со Львова, он с Дербента. А мои двое сыновей осетины. Вот такая дружба народов в одной семье.

Татьяна Пухова, заведующая детским садом с.Фарн:

— Я повторила судьбу твоей мамы. Для меня Северная Осетия стала второй родиной. Здесь живу уже более сорока лет. Конечно, когда вошла в новую семью — ни языка, ни обычаев не знала, многое меня удивляло. Но родственники оказались очень доброжелательными, я их полюбила, они — меня, а там и дети пошли. Нет, мне другой жизни не надо! Я не только из Осетии — из села своего никуда не сдвинусь. Была возможность в Беслан, в благоустроенную квартиру переехать — отказалась. Даже с улицы на другую не перееду, так как мне дороги соседи, с которыми много лет делю хлеб-соль. Конечно, с удовольствием навещаю свою родню в Ленинградской области, и они часто в Фарне бывают. Но ведь столько хороших событий пережито здесь, и тяготы вместе преодолеваем. А сколько ребятишек вырастила, работая в детских садах района! Здесь моя жизнь, мое счастье, мои младшие. Мне здесь хорошо. И это главное достояние Северной Осетии — народ, среди которого всем хорошо.

Михаил Гутник, администратор Делового Центра «Глобус»:

— Меня знакомые в шутку называют Гутновым, так как родился и вырос я в селе Зильги и знаю язык и обычаи осетин. Даже учился на осетинском отделении филологического факультета СОГУ. Уважение к коренному народу республики мне передал отец, который в Осетию попал ребенком в голодном 1932 году. Родители из Украины перебрались сначала в Батако, потом в Зильги.

Здесь в местном колхозе он всю жизнь трудился наравне с другими. И мама стала своей в осетинской среде. Скоро научилась печь пироги, да так, что ей частенько поручали это дело на свадьбах, кувдах.

Да и супруге моей, которая выросла в Тбилиси, несложно было жить в селе, теперь в Беслане. Осетинский быт стал давно нашим, потому что он построен на традиционном уважительном отношении людей друг к другу. И мне кажется, именно в этом залог мира в республике.

"Жизнь Правобережья"

 

Комментарии:

Комментарии к данной записи отсутствуют

Добавить комментарий

Имя:  

Уведомить меня о новых комментариях